Содержание:
1. Сведения о чрезвычайных ситуациях за 2009 год.
2. Основные тенденции развития чрезвычайных ситуаций. Прогноз на 2010 г.
1. Сведения о чрезвычайных ситуациях за 2009 год.
2. Основные тенденции развития чрезвычайных ситуаций. Прогноз на 2010 г.
1. Сведения о чрезвычайных ситуациях за 2009 год.
На территории Нижегородской области в 2009 году за 11 месяцев произошло 4 чрезвычайных ситуации, что на 69,2 % меньше значения предыдущего года. В результате чрезвычайных ситуаций погибло 14 человек, пострадало 38 человек.
Произошедшие чрезвычайные ситуации техногенные:
Локального уровня:
02.01.2009г. Дзержинск, федеральная автодорога Москва – Казань (М-7), 400 км. ДТП. Водитель автомобиля «Хёндай-Акцент» при совершении разворота, выехал на полосу встречного движения и произвел столкновение с автомобилем «Мерседес-Бенц С-200», двигавшимся во встречном направлении. На момент ДТП в автомобиле «Хёндай-Акцент» находились 5 человек, в автомобиле «Мерседес-Бенц С-200» – 3 человека. Погибли пять человек (в том числе 1 ребенок), пострадали три человека. Причина ДТП – нарушение правил дорожного движения при совершении разворота, выезд на полосу встречного движения водителя а/м «Хёндай-Акцент».
31.05.2009г. Воскресенский район, автодорога Воскресенское – Боковая, 3 км. Водитель а/м ВАЗ 2114, г.н. Х454РО/52, не справился с управлением а/м, выехал на полосу встречного движения и совершил лобовое столкновение с а/м ВАЗ 2109, г.н. У643ТМ/52. В результате ДТП произошло возгорание автомобилей. Погибли 7 человек, в т.ч. 1 несовершеннолетний, пострадал 1 человек. Причина ДТП – управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, выезд на полосу встречного движения.
Муниципального уровня:
04.02.2009г. Богородский район, автодорога Богородск – Ключищи, 5 км. Дорожно-транспортное происшествие. Водитель автобуса ПАЗ-3205, г.н. АТ580/52 (рейсовый автобус № 101, маршрут Богородск – Ключищи, принадлежит МУП ПАП г. Богородск), не справился с управлением и совершил съезд в кювет с последующим опрокидыванием автобуса. На момент аварии в автобусе находилось 24 человека. В результате ДТП пострадало 24 человека, в том числе 8 детей. Причина ДТП – водитель не справился с управлением ТС на скользкой дороге (гололед).
25.03.2009г. г. Н. Новгород, Ленинский район, пр. Ленина, д. 65, корп. 1. Произошло падение башенного крана КБМ-401, расположенного на территории новостройки 17-и этажного жилого дома (заказчик – ООО СК «Жилстрой» генеральный директор Кулик Г.Ф., генеральный подрядчик – ООО «Декор» директор Щуров В.М.) на жилой дом. В результате падения крана произошло обрушение кровли и перекрытий между 4-м и 5-м этажами, а также ограждающих конструкций квартир на 5-м этаже в районе 7-го подъезда. Личным составом подразделений ФПС по лестничным маршам эвакуировано 10 человек. Под завалами обнаружены 1 пострадавшая, которая была деблокирована из-под обрушившихся конструкций, и 2 погибших.
Природных чрезвычайных ситуаций не произошло. Биолого-социальных чрезвычайных ситуаций не произошло. Чрезвычайных ситуаций, связанных с актами терроризма, не произошло.
Силы и средства, задействованные в ликвидации ЧС:
Всего к ликвидации ЧС было привлечено 481 человек (в т.ч. от МЧС – 176) и 135 ед. техники (в т.ч. от МЧС - 46).
Оценка оправдываемости и предупрежденности годового прогноза.
В 2009 г. на территории области прогнозировалось 17-20 чрезвычайных ситуаций техногенного характера, 4-6 чрезвычайных ситуации природного характера, 1-2 чрезвычайные ситуации биолого-социального характера.Количество произошедших чрезвычайных ситуаций (4) значительно меньше спрогнозированного. Это обусловлено изменением критериев информации о ЧС и проводимым привентивным мероприятиям, которые существенно снижают риск возникновен6ия ЧС.
Степень достоверности прогноза ЧС на рассматриваемом интервале времени (2009 год) характеризуется показателями оправдываемости и предупрежденности. Оправдываемость прогнозов ЧС определяется отношением числа наступивших ЧС из числа предсказанных к числу предсказанных ЧС. Предупрежденность прогнозов ЧС определяется отношением числа наступивших ЧС из числа предсказанных к числу наступивших. Таким образом, оправдываемость прогноза на 2009 год составила 82%, предупрежденность - 100%.
Характеристика источников природных чрезвычайных ситуаций:
Территория области обладает достаточно большим разнообразием климатических, ландшафтных и геологических условий, что обуславливает возникновение различных природных явлений. Наиболее опасными из них являются те, которые способны нанести значительный материальный ущерб и привести к гибели людей. К ним относятся:
§ опасные метеорологические процессы: шквалистые и ураганные ветра, сильный дождь и снег, ливни, крупный град, заморозки, сильный мороз, гололедно-изморозевое отложение на проводах, высокая пожароопасность, засуха;
§ опасные гидрологические и гидрометеорологические процессы, такие как половодье, дождевой паводок; в весенний период для рек области характерны высокие уровни воды, возможен отрыв прибрежных льдин; летом и зимой вероятно снижение уровней воды до неблагоприятных отметок;
§ природные пожары в лесах области представлены лесными, торфяными и ландшафтными;
§ опасные геологические явления и процессы представлены оползнями, карстами, просадкой лессовых пород, эрозионными и абразионными процессами, склоновыми смывами.
Наблюдаемые в течение года распространение и частота возникновения вышеперечисленных природных явлений на территории области неодинаковы. Фактические данные 1998 – 2009 годов позволяют отнести метеорологические процессы к наиболее распространенным и часто наблюдаемым - ежегодно регистрируются 9 – 12 случаев (шквалистые усиления ветра, приносящие ущерб, прохождение грозовых фронтов с градом). Экзогенно – геологические процессы также наблюдаются ежегодно, но их количество значительно меньше – 3 – 5 в год (в большей или меньшей степени проявляются оползневые и карстовые процессы). Крупные природные пожары и опасные гидрологические процессы регистрируются реже, что обусловлено заранее спланированной подготовкой к проведению половодья и пожароопасному периоду.
В среднем за год в результате воздействия природных процессов возникает около 20 - 25 ситуаций, приводящих к различным нарушениям в жизнеобеспечении населения и приносящих определенный ущерб.
Пожары
Техногенных пожаров за 10 месяцев 2009 г. произошло на 5,1% меньше (3545 пожаров), чем за аналогичный период 2008 г. (3736 пожаров) и на 12,7% ниже среднемноголетних значений (4063 пожара). При этом погибло 327 чел. (на 10,4% меньше, чем в 2008 г.).
Количество пострадавших в результате техногенных пожаров составило 302чел., что ниже, чем за аналогичный период 2008 г. (248 чел.) на 17,88%.
К категории чрезвычайных ситуаций не отнесен ни один пожар.
Основное количество пожаров приходится на начало и конец отопительного сезона, когда в отсутствии централизованного отопления широко используются различные электроприборы. Октябрь характеризуется наступлением похолодания, первых заморозков, при этом часто отмечается задержка начала отопительного сезона. Поэтому октябрь является одним из наиболее пожароопасных месяцев осенне-зимнего периода, как по количеству пожаров, так и по количеству погибших и пострадавших в них людей. Зимой количество пожаров продолжает оставаться на высоком уровне, и снижение наблюдается только в феврале месяце.
Основными причинами возможных пожаров в осенне-зимний период являются:
- неисправность печного или газового оборудования;
- НПУЭ теплогенерирующих устройств;
- НППБ при топке печей;
- замыкание или неисправность электропроводки;
- использование неисправных электроприборов или использование приборов с мощностью большей, чем позволяет электрическая сеть;
- НППБ бытовых электроприборов.
В мае большое количество пожаров и пострадавших в них людей связано с началом дачного сезона, так как люди на своих садовых участках активно используют теплогенерирующие, газовые, керосиновые приборы. Значительная часть пожаров происходит из-за неосторожного обращения с огнем, в том числе по вине нетрезвых лиц (18%) и детской шалости (1,24%).
Происшествия на воде.
За 2009г. на территории Нижегородской области зарегистрировано 229 происшествий на водных объектах, что ниже значения прошлого года в 1,3 раза (2008г. – 251 случай). В происшествиях на водных объектах погибло 213 чел., спасено – 19 чел. Снижение количества происшествий на воде объясняется температурным режимом летних месяцев. В большую часть месяца средняя суточная температура воздуха составляла 14–19°. Июнь характеризовался большим количеством конвективных явлений. Отмечались грозы, которые в большинстве случаев сопровождались ливнями, шквалистыми порывами ветра, градом. В июле первая декада месяца оказалась на 3–6° ниже нормы. Дожди, местами сильные, выпадали в течение всего месяца. В августе в целом за месяц среднемесячная температура составила 16-17ºС.
Основные причины гибели на водоемах:
- алкогольное опьянение;
- несоблюдение норм и правил безопасности на льду;
- несоблюдение норм безопасности на воде.
Транспортные аварии.
Подавляющая часть транспортных аварий происходит на автомобильном транспорте. Ежегодно на территории области происходит около 5 тысяч дорожно-транспортных происшествий (из них под критерий ЧС попадает 2-6 ДТП). В таких происшествиях на территории области ежегодно гибнет около 800 человек, получают ранения более 5,8 тысяч человек. Погибшие составляют в среднем около 13,8 % от всех пострадавших в ДТП (показатель тяжести последствий ДТП - количество погибших на 100 пострадавших).
За 10 месяцев 2009 г. произошло на 7,2% меньше (4623 ДТП) дорожно-транспортных происшествий, чем за аналогичный период 2008 г. (4982 ДТП) и на 15,3% выше среднемноголетних значений за 10 месяцев (4008 ДТП). Погибло 650 чел., это на 1,9% больше, чем в 2008 г.(638 чел.). Количество пострадавших в результате ДТП составило 5840 чел., что ниже, чем в 2008 г. (6085 чел.) на 4,1%.
За 10 месяцев 2009 года произошло 3 крупных (5 и более погибших, 10 и более пострадавших) дорожно-транспортных происшествия (КДТП), это выше по сравнению с аналогичным показателем 2008 года (1 КДТП) и на уровне среднемноголетнего значения (3 КДТП). Количество погибших в КДТП увеличилось на 1,85% по отношению к 2008 году, а пострадавших снизилось на 4,1%.
Около одной трети от всех дорожно-транспортных происшествий имеют место в областном центре, еще одна треть - в остальных населенных пунктах и оставшаяся треть приходится на дороги и другие места вне населенных пунктов. Наибольшей тяжестью последствий отличаются ДТП на дорогах вне населенных пунктов, где погибшие составляют около 19% из всех пострадавших. Это связано с движением на более высоких скоростях. Особенно высокой тяжестью последствий ДТП отличаются автомобильные дороги федерального значения Москва-Казань и Н.Новгород-Саранск, а также другие дороги межрегионального значения с высокой интенсивностью движения транспорта (Н.Новгород-Киров, Касимов-Муром-Н.Новгород). Наименьшая тяжесть последствий (около 10 погибших на 100 пострадавших) отмечается в Нижнем Новгороде и других крупных городах Нижегородской области.
Значительную часть дорожно-транспортных происшествий составляют столкновения транспортных средств – 35,2% от общего количества ДТП, и немного меньше – 33,7% - наезды на пешеходов.
Более 65% от всех ДТП с пострадавшими людьми происходит на перегонах, то есть на участках дорог между перекрестками, остановками общественного транспорта, пешеходными переходами и другими элементами дорог. Около 20% ДТП имеет место на перекрестках, более 5% - на пешеходных переходах, около 4,5% - на остановках общественного транспорта. Из всех элементов улично-дорожной сети самыми опасными являются железнодорожные переезды. Аварии, произошедшие в этих местах, отличаются наибольшей тяжестью последствий - более 30 погибших на 100 пострадавших. Также высока тяжесть последствий ДТП на мостах и путепроводах. Вместе с тем, доля происшествий на мостах, путепроводах и ж/д переездах незначительна (около 2%).
Наибольшая часть дорожно-транспортных происшествий происходит в летние и осенние месяцы, когда особенно высока интенсивность движения автотранспорта на улицах и дорогах. Этому есть две основные причины: во-первых, возрастание количества транспортных средств на дорогах за счет транспортных средств, которые начали эксплуатировать после зимнего хранения (в том числе значительное количество единиц мототранспорта в сельской местности); во-вторых, возрастание средней скорости транспортного потока при лучших, чем в зимнее время, дорожных условиях. Таким образом, если в зимний период на территории области происходит 200-400 происшествий в месяц, то в летний период этот показатель значительно выше - 400-550 ДТП. При этом наиболее аварийными месяцами являются июль и август.
Наибольшее количество погибших приходится на начало и середину осеннего периода. Одной из причин этого является плохая видимость на проезжей части в условиях дождливой и пасмурной погоды в темное время суток, когда водитель транспортного средства не обнаруживает опасности и не снижает скорости до последнего момента непосредственно перед происшествием. Такой фактор имеет место и в отдельные периоды летнего времени во время пасмурной и дождливой погоды. Однако летом он значительно слабее, чем осенью, так как наиболее интенсивное пешеходное движение (по окончании рабочего дня) совпадает со светлым временем суток.
Значительное влияние на аварийность оказывают и такие погодные условия, когда температура атмосферного воздуха в течение суток колеблется около 0 - оС. Такие перепады температуры вызывают кратковременное и неожиданное для водителей обледенение проезжей части на отдельных участках дорог (особенно на мостах и путепроводах, а также при выездах с закрытых участков дорог на открытые). Как правило, при наступлении таких условии существенно возрастает число погибших в автоавариях людей, так как многие водители своевременно не обнаруживают опасность для движения и ДТП совершаются на значительных скоростях.
В течение суток основной массив дорожно-транспортных происшествий приходится на дневное и вечернее время, а самым "пиковым" является период с 16 до 19 часов, когда сильно повышается интенсивность дорожного движения и количество пешеходов на улицах городов. В летний период аварийность смещается на более позднее время, и наибольшее количество ДТП совершается в период с 18 до 24 часов. Также для летнего периода характерно смещение аварийности из городов в сельскую местность.