Мы уже рассказывали вам о ликвидации последствия землетрясения в Турции в 1999 году. Но первая международная операция появившейся в 1991 году чрезвычайной службы России была проведена еще в далеком 1992 году, и также в Турции.
13 марта 1992 года в 17 часов в Турции произошло землетрясение силой 7-7 баллов и эпицентром, расположенным рядом с г. Эрдзинджан, в котором проживало свыше 100 000 человек. В силу огромных масштабов разрушений Турция обратилась к другим странам с просьбой оказания помощи в проведении спасательных работ. Правительство Российской Федерации в числе первых откликнулось на призыв о помощи и поручило новому ведомству ГКЧС России направить в Турцию российских спасателей.
В тот периоб в ГКЧС еще не было своих профессиональных спасателей и для проведения спасательной операции пришлось отбирать энтузиастов, имеющих опыт работ во время Спитакского землетрясения (Армения, 1988 г.) и решивших посвятить свою жизнь спасению людей.
На третьи сутки после катастрофы российские спасатели под эгидой "Красного креста" на борту арендованного самолета, не имея загранпаспортов (Турция пропускала по заявленному списку), прибыли в Турцию и разместились на территории военной базы.
Поисково-спасательная операция продолжалась 9 суток. Условия были очень сложные. Сохранялась высокая вероятность повторных подземных толчков, возникали проблемы с питанием, питьевой водой.
И, несмотря на отсутствие необходимой экипировки и снаряжения, которым сегодня отличается российский спасатель, в ходе спасательной операции удалось спасти 12 человек.
Это была первая международная спасательная операция недавно созданной Чрезвычайной службы России.
"Когда мы прилетели в Турцию, мы, конечно, еще не владели ни технологиями, ни серьезным опытом работы на завалах. Был, можно сказать, сплошной туризм. У нас имелся небольшой набор с кусачками и разжимом, ну и, конечно, главными средствами спасения тогда являлись лом и кувалда. Никаких специальных приборов поиска пострадавших тоже не было. И вот на 7-й день после землетрясения нам повезло. На одном из завалов работал экскаватор, и когда он сгреб в сторону кучу обломков, вдруг показалась голова человека. По счастью рядом оказалась наша группа, и мы стали её осторожно доставать. Как оказалось, это были руины госпиталя, и выжившую девушку спасла жесткая больничная кровать, которая выдержала рухнувшую стену. Так что девушка не была придавлена, и это было главным", - из воспоминаний В. Ситина, одного из первых российских спасателей.