Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование функций государственного надзора МЧС России»
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий реализует проект приоритетной программы «Совершенствование функций государственного надзора МЧС России» по реформированию контрольно-надзорной деятельности, основные параметры которого одобрил в конце 2016 года президиум президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Паспорт проекта
Цели и задачи проекта:
Целью проекта - снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций, а также уменьшение числа смертельных случаев, числа пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков (при чрезвычайных ситуациях, пожарах, при происшествиях на водных объектах) не менее чем на 10% от уровня 2015 года к концу 2018 года (к концу 2025 года – не менее чем на 30%).
Описание проекта:
Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности
Внедрение нового подхода устранит осуществление сплошных проверок подконтрольных субъектов, и создаст систему эффективного расходования ресурсов. Произойдет полное распределение объектов контроля по категориям риска при осуществлении плановых проверок.
Будут внедрены методики оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе при внеплановых проверках.
Планирование проверок реализуется в зависимости от уровня риска причинения вреда.
Увеличение процента охвата потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Число проверок снижено не менее чем на 30-50%, а отдельные категории объектов и вовсе освободятся от надзорных мероприятий.
Будет создана реальная возможность обеспечения безопасности надзорными подразделениями МЧС России.
Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности
Разработка и внедрение в государственное управление совокупности механизмов оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности позволит сфокусировать планирование и осуществление контрольно-надзорных мероприятий на максимальное сокращение ущерба жизни и здоровью человека, материальному ущербу граждан и организаций и искоренение так называемой «палочной системы».
Формирование показателей эффективности и результативности будет основано на учете базовых значений и анализе статистики по осуществляемым МЧС России видам контроля (надзора).
По итогам реализации проекта в каждом контрольно-надзорном подразделении будет применяться система оценки результатов деятельности должностных лиц, основанная на планировании и оценке достигнутых значений утвержденных показателей, ориентированных на результат, качество и эффективность работы.
Также будут внедрены механизмы мотивации работников в зависимости от достигнутых результатов работы.
В рамках создания единой облачной системы контрольно-надзорной деятельности будет обеспечена информационно-аналитическая поддержка внедрения обновленной системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований на территории Российской Федерации
Устранение избыточных нормативов и стандартов, не соответствующих достижениям науки, техники и уровню развития экономики и общества. Обеспечение информационной доступности требований. Ликвидация их противоречия друг другу. Создание обязательных требований, влияющих только на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности. Обеспечение поддержания актуальных перечней обязательных требований. Формирование и их размещение на официальных сайтах.
Реализация механизма по ограничению формирования новых избыточных и дублирующих нормативов и правил поведения.
Поэтапное внедрение проверочных листов при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Обязательное использование органами МЧС России сервисов интерактивного взаимодействия с субъектами контроля в сети Интернет, в том числе через «Личный кабинет» субъекта контроля.
Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований
Реализация комплекса мер по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение поднадзорными субъектами предъявляемых требований, а не только на наказание за совершение правонарушений.
Обустройство системы профилактической работы позволит снизить издержки как надзорных органов, так и подконтрольных субъектов. Ведение данной работы не только в подконтрольной среде, а повсеместно, включая объекты жилого сектора, а также население и территории.
Формирование в ходе обобщения правоприменительной практики перечня наиболее частых нарушений обязательных требований со стороны субъектов контроля.
Утверждение Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований и программы профилактики нарушений обязательных требований по видам контроля (надзора).
Обучение для подконтрольных субъектов, в том числе с использованием информационных технологий в сети «Интернет» через «Личный кабинет» поднадзорного субъекта, самостоятельной оценки подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к нему обязательных требований («Электронное самодекларирование»).
Внедрение механизма оценки бизнесом качества реализации программ профилактики органами контроля.
Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов
Усиление кадрового состава аналитических подразделений, занимающихся прогнозированием рисков и планированием контрольных мероприятий.
Утверждение собственных стандартов работы с кадрами и развития кадрового потенциала (кадровые стратегии), позволяющие переориентировать кадровую работу на риск-ориентированный подход.
Ежегодная оценка профессиональной служебной деятельности руководителей и инспекторов, методические мероприятия по вопросам применения риск-ориентированного подхода и соблюдения этики служебного поведения, поддержание в актуальном состоянии модели компетенций-квалификационных требований для замещения должностей, комплекс мероприятий и технологий, формирующих высокий уровень развития служебной культуры и повышающих привлекательность надзорных органов для перспективных кандидатов.
Внедрение системы переподготовки, непрерывного обучения и аттестации. Обновление должностных обязанностей сотрудников, проведение конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и в кадровый резерв. Внедрение новой системы оплаты труда, направленной на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации. Будут разработаны нормативные документы МЧС России для внедрения в деятельность Стандарта нормирования численности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.
Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности
Минимизация возможности коррупционных отношений между инспектором и подконтрольным субъектом за счет внедрения риск-ориентированного подхода, понятной и «прозрачной» системы обязательных требований для субъектов контроля, системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, эффективных механизмов кадровой политики и создания единого информационного пространства взаимодействия контрольно-надзорных органов между собой.
Разработка карты коррупционных рисков, на основании которых будет проводиться антикоррупционная работа. Рассмотрение и одобрение проектов указанных карт на заседаниях общественных советов, а также на Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации.
Мероприятия по ротации сотрудников ФПС и государственных гражданских служащих.
Разработка мер по снижению количества процессуальных ошибок, а также снижению административной нагрузки на подконтрольные субъекты путем сокращения возможностей для недобросовестного выполнения своих должностных полномочий инспекторами.
Минимизация властных полномочий инспекторов и размера санкций при сокращении вариативности принятия решений контролерами. Автоматизация контрольно-надзорной деятельности. Обеспечение межведомственного электронного взаимодействия. Внедрение и пропаганда системы общественного контроля.
Внедрение мероприятий по самообследованию подконтрольных субъектов. Снижение взаимодействия инспекторов с подконтрольными субъектами. Создание и обустройство системы обратной связи с объектами контроля.
Повышение уровня доверия между государством, предпринимателями, обществом в целом, позволяющего сформировать дополнительные условия для международной инвестиционной привлекательности и роста экономики Российской Федерации.
Создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности
Созданная модель информационного обеспечения готова к взаимодействию в электронном виде с ЕРП и ГАСУ с использованием СМЭВ.
Единая информационная среда обеспечит автоматизацию межведомственного взаимодействия, что позволит оптимизировать нагрузку на надзорные органы, при этом повысив их информированность по объектам проверки.
Создание информационной среды позволит информировать поднадзорные субъекты через «Личный кабинет» с информацией по их объектам проверки, перечнями обязательных требований и возможностью электронного декларирования на основании проверочных листов. Будет обеспечено интерактивное взаимодействие с органами контроля (надзора), что повысит открытость и понятность для бизнеса присвоения групп риска поднадзорным объектам и предъявляемых к ним обязательных требований.
Обеспечена возможность применения автоматизированной системы сопровождения деятельности инспекторского состава надзорных органов, содержащей четкое описание административных процедур, шаблонов и форм документов, модели принятия решения.
Создание информационно-аналитической поддержки внедрения управления рисками обновленной системы оценки результативности и эффективности надзорной деятельности и актуализации и систематизации обязательных требований на базе собираемых первичных (деперсонализованных) данных о деятельности надзорных органов в ГАС «Управление».
Внедрение механизма обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе анкетирования), в том числе с использованием «Личного кабинета».
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?time_continue=23&v=bMsfQxFLm-0&feature=emb_logo