Ответы на поступающие вопросы по докладам, а также поступившие в ходе проведения мероприятия

Вопрос № 1: Какие нормативные документы необходимо применять к объектам защиты, эксплуатируемым уже несколько десятилетий и что делать собственникам в случае невозможности устранения выявленных на них нарушений капитального характера?

Ответ: Согласно требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при проведении проверок в отношении объектов, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Технического регламента, следует использовать документы, по которым строился и проектировался объект. При этом все выявляемые нарушения нормативных документов, действовавших ранее, сравниваются с действующими на сегодняшний день требованиями Технического регламента, сводов правил и национальных стандартов. В случае если эти требования не содержатся в действующих нормативных документах, то к объекту защиты они не применяются. Так же не применяются на действующие объекты нормы Технического регламента, если они предусматривают более жесткие требования. Вместе с тем, существующая система гибкого нормирования в области пожарной безопасности, позволяет собственнику выбирать в какой форме, будет подтверждаться соответствие объекта требованиям пожарной безопасности. То есть, собственником объекта защиты, взамен прямого исполнения нормативного документа в области пожарной безопасности может быть выбран альтернативный способ подтверждения нормативного уровня пожарной безопасности путем проведения расчета пожарного риска.

 

Вопрос № 2: На каком основании необходимо согласовывать с органами ГПН комплекс инженерно-технических мероприятий с расчетами, подтверждающими допустимый уровень риска, если имеются нормы для проектирования?

Ответ: Согласно требованиям части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Т.е. если выполнены все требования Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности, то разработка комплекса инженерно-технических мероприятия в качестве исходных данных для расчета пожарного риска, как и сам расчет пожарного риска не требуется.

При невыполнении отдельных требований нормативных документов по пожарной безопасности (своды правил, национальные стандарты), которые возможно обосновать расчетом пожарного риска, собственником объекта может быть принято решение о разработке комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при котором расчетом по оценке пожарного риска подтверждается выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Расчетами пожарного риска может быть обосновано отсутствие отдельных систем противопожарной защиты, в том числе системы противодымной вентиляции и системы автоматического пожаротушения, могут быть обоснованы недостаточная ширина путей эвакуации и эвакуационных выходов, количество эвакуационных выходов и протяженность путей эвакуации др.

Данный метод особенно актуален для объектов, запроектированных и построенных в 19-м веке, а также начале и середине 20-го века, которые зачастую относятся к памятникам архитектуры и для которых невозможно проведение каких-либо капитальных мероприятий.

В качестве наглядного примера, доказывающего эффективность данного метода, можно отметить Главный ярмарочный дом Нижегородской ярмарки, построенный в 1890 году, в котором запланировано проведение одного из этапов исторических выставок "Россия-Моя история". Данная выставка предполагает собой устройство выставочных залов площадью более 1000 кв.м., которые согласно СП 5.13130.2009 необходимо оборудовать автоматической системой пожаротушения, кроме того фактическая площадь пожарного отсека превышает нормативные требования действующих нормативных документов.

Объективно учитывая, что выполнить указанные требования для данного объекта невозможно, собственником и устроителями выставки было принято решение о разработке дополнительного комплекса инженерно-технических мероприятий, с обоснованием безопасности жизни и здоровью людей расчетом пожарного риска.

В частности, комплексом инженерно-технических мероприятий были предусмотрены отдельные решения по устройству противопожарных преград, защите наиболее пожароопасных помещений автоматическими системами модульного пожаротушения, устройству дополнительных фотолюминесцентных систем обозначения путей эвакуации.

Согласно действующему законодательству согласование указанного комплекса мероприятия и расчета пожарного риска с органами федерального государственного пожарного надзора МЧС России не требуется.

 

 

Обоснованность принятых решений проверяется в ходе проверки сотрудниками органов ГПН посредством оценки соответствующих исходных данных, принятых в расчетах риска фактическому состоянию объекта защиты. В случае их соответствия, будет даваться оценка исключительно соблюдению противопожарного режима и требований технических регламентов.

 

Вопрос № 3: На каком основании орган ГПН имеет право оценивать полноту, достаточность независимой оценки пожарных рисков (аудит пожарной безопасности)?

Ответ: В соответствии с требованиями п. 48 «Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016
№ 644, орган ГПН не вправе оценивать достоверность заключения НОР на объекте защиты.

В тоже время, согласно разъяснениям Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России в случае поступления в орган ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска с расчетом пожарного риска, при осуществлении проверок будет дана оценка исходным данным, применяемым в расчете, на соответствие их фактическим данным, полученным в ходе обследования объекта защиты. Кроме того, будет проверено выполнение требований, установленных «Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

 

Вопрос № 4: Уточните критерии отнесения деятельности организаций к категориям риска в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера?

Ответ: Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с критериями, которые установлены положениями о государственных надзорах в указанных областях (постановления Правительства РФ от 21.05.07 № 305 и от 24.12.15 № 1418).

С учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса;

б) к категории значительного риска: деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

в) к категории среднего риска:

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;

- деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;

г) к категории низкого риска - деятельность иных организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

- деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

- деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;

- деятельность уполномоченных организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) к категории значительного риска: юридические лица и индивидуальные предприниматели, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) к категории низкого риска - деятельность иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вопрос № 5: Наша организация осуществляет деятельность в сфере добровольной сертификации и зачастую сталкивается с тем, что лицензиаты после выполнения работ сами принимают у себя выполненные ими ранее работы, прикладывая после этого различные виды документов, пытаясь этим доказывать инспектору законность принятых таким способом работ. При этом положения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности обязывают проводить подтверждение соответствия выполненных и оказанных работ и услуг в добровольном порядке в форме добровольной сертификации с обязательной выдачей сертификата соответствия. Это подтверждают письма Департамента надзорной и профилактической работы МЧС России, а также Временные методические рекомендации, утвержденные главным государственным инспектором РФ по пожарной безопасности. Прошу Вас еще раз подтвердить данную позицию и уточнить, что лицензия не дает право проводить подтверждение соответствия, а дает право только на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Ответ: В соответствии со ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Добровольное же подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации, как и изложено в заданном вопросе. Информацию о конкретных фактах нарушений законодательства со стороны сотрудников государственного пожарного надзора при проведении проверки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности необходимо представить в Главное управление МЧС России по Нижегородской области для проведения служебных проверок.

 

Вопрос № 6: Что делать в случае грубых нарушений инспектором ГПН Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008
№ 294-ФЗ)установленных ст. 20 и Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644 (далее –Административный регламент);             

Ответ: В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ к грубым нарушениям относятся следующие факты:

- отсутствие основания проведения плановой проверки, а также нарушения срока уведомления о проведении проверки;

- привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;

- отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;

- нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

- требование документов, не относящихся к предмету проверки, а также превышение установленных сроков проведения проверок;

- непредставление акта проверки;

- проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

- участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящиморганом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

То есть, если инспектором ГПН при проведении или организации проведения проверки допущены грубые нарушения установленные ст.20 Федерального закона от 26.12.2008№ 294-ФЗ, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель)имеет право обратиться с заявлением в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) или суд.

Что касается Административного регламента, то в данном документе отсутствуют критерии грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, на основании которых результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежащих отмене.

Вместе с тем, гражданин, организация, орган власти в соответствии с Административным регламентом имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН, путем направления жалобы (заявления)руководителю органа ГПН или руководителю вышестоящего органа ГПН.

Жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие (бездействие), принятое или осуществленное в ходе проверки, должностное лицо органа ГПН, рассматривавшего жалобу:

- признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица правомерными;

- признает обжалуемые решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений, восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица.

Ответ на жалобу подписывается начальником (заместителем начальника) органа ГПН или уполномоченным на то должностным лицом органа ГПН и направляется по почтовому адресу, указанному в жалобе.

 

Вопрос № 7: Существуют ли в области пожарной безопасности, какие-либо стимулирующие нормы, позволяющие «добросовестному» собственнику объекта рассчитывать на возможные от государства компенсации затрат на выполнение дорогостоящих мероприятий?

Ответ: Согласно действующему законодательству в настоящее время такие нормы отсутствуют. Если же говорить не о финансовом стимулировании, а о частоте проверок, то заинтересованность собственника объекта в полном выполнении всех требований может заключаться в возможности понижения категории риска его объектов и, следовательно, увеличения периода времени между плановыми проверками, либо их полного исключения (для объектов низкого риска).

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (831) 200-11-01
Приемная
8 (831) 439-99-99
Единый «телефон доверия»
info@52.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)